Закон «Все новое – это хорошо забытое старое» работает и в промышленном дизайне?

Как известно, вся наша жизнь и все в ней циклично, поэтому закон «все новое – это хорошо забытое старое» будет всегда в силе. Не является исключением и промышленный дизайн. Особого внимания заслуживают те решения, которые выпадает из череды привычных стереотипов своего времени и остаются вне его власти на долгие годы. Поэтому зачастую для того, чтобы произвести по-настоящему качественный продукт или разработать идеальный промышленный дизайн, не нужно изобретать велосипед. В первую очередь, стоит обратиться к опыту прошлых поколений, взять за основу лучшие решения, переработать их под современные реалии и добавить что-то свое уникальное. В результате вы получите совершенно новый продукт с уникальным дизайном упаковки, в успехе которого сможете быть уверены.

"Яблочный" промышленный диазйан

В этом контексте стоит рассмотреть индустриальный дизайн компании Apple. Каждый новый проект узнаваем и выделяется на фоне прочих гаджетов. Минималистичная стилистика в сочетании с уникальным почерком и продуманными деталями, делают свое дело. В большой степени успех устройств, совершивших революцию в гаджетах, связан с мастерством Джонатана Айва, который и создал оригинальный образ. Так, именно он предложил для корпуса первого плеера iPod белый цвет, разработал корпус моноблока iMac, который выполнен полупрозрачным.

Главный дизайнер компании Apple Джонатан Айв

При этом разработка дизайна “яблочных” устройств и новинок не могла обойти вниманием успех оригинальных решений прошлого. Главным вдохновителем Айва стал титан промышленного дизайна Дитер Рамс. Несмотря на скромность немецкого дизайнера и его отказ от причастности к любым работам современной компании, его стиль в действительно неоднократно использовался, а проекты становились прототипами для Apple.

Подробнее о легенде промышленного дизайна и его заслугах Дитере Рамсе читайте в «10 принципов качественного промышленного дизайна от Дитера Рамса» и «Промышленный дизайн Дитера Рамса - вне времени!».

Промышленный дизайн iPod и радио Braun T3
Интерфейс приложения «Подкасты» и индустриальный дизайн магнитофона Braun TG 60

Джонатан Айв не просто декламирует Дитера, как своего рода учителя, но и подкрепляет утверждения реальными примерами из своей деятельности. Так промышленный дизайн системного блока 2003 года Power Mac G5 в большой степени схож с приемником Braun T1000. Позаимствовано несколько элементов, таких как сетка из металла и идентичная панель у приборов. iMac напоминает, созданный еще в 1959 году спикер Braun LE-1.

Корпус Power Mac G5 и приемник T1000 Дитера Рамса
Слева — спикер Braun LE-1 (1959), справа — iMac (2007)

Заимствования коснулись не только известных проектов, но и более узкоспециализированной техники. Так инфракрасный прожектор в 450 Вт, необходимый для проведения некоторых медицинских мероприятий, имеет много общего с концепцией камеры iSight. “Браун” производила систему в период с 1988 по 1991 год и описывается она в книге с проектами компании за соответствующий промежуток времени.

Промышленный дизайн камеры iSight и инфракрасный прожектор Braun

Конечно, ключевую роль в создании “яблочной” моды сыграло ее лицо - Стив Джобс. Но нельзя забывать, что это удалось ему только благодаря команде лучших мастеров, в том числе дизайнера Джонатана Айва. Стоит подчеркнуть, что они были достаточно дружны и разработка облика гаджетов проходила у них бок о бок. Сам Стив считал определение «внешний вид» – самым неудачным для характеристики индустриального дизайна. Дизайн для него, в первую очередь, отражал суть продукта, его функционал. Возможно, такой подход сыграл серьезную роль в успехе компании.

В наши дни процесс разработки дизайна Айва немного изменился, теперь он добился таких успехов и признания, что может работать ради своего удовольствия и браться только за интересные проекты. Поэтому каждый новый гаджет передает не только выработанный стиль, но и дух времени, вкус и уникальное видение автора. Значительно усложнилась работа мастера со смертью Джобса, ведь теперь нужно учиться самому жестко критиковать свои проекты, отметая 9 из 10.

Но не стоит считать, что предложения, не прошедшие проверку, попадают на свалку разработки дизайна и предаются забвению. Идеи не умирают, поэтому могут использовать в других направлениях, порой самых неожиданных. Так можно найти знакомые черты Apple-вских гаджетов в образе робота Евы в мультфильме WALL-E 2008 года. Это и не мудрено, ведь разработкой образа персонажа занимался лично Джонатан Айв.

Персонажи мультика WALL-E студии Pixar

Неудачное заимствование

За годы существования, компания заслужила славу ревностного защитника своих прав на разработанные продукты и стилистику индустриального дизайна. При этом сама она однажды попала в весьма неприятную историю, как раз связанную с плагиатом.

Не так давно, в 2012 году, железнодорожное учреждение Швейцарии подало в суд на электронного гиганта за заимствование. Оказалось, что “часы”, выбранные в качестве приложения в системе iOS 6, как две капли воды похожи на промышленный дизайн циферблатов, висящих на всех железнодорожных станциях Швейцарии. Все бы ничего, но данный атрибут в стране считается крайне символичным и граждане не могли обойти вниманием факт заимствования. Еще в 1944 году сотрудник железнодорожной компании придумал такие аттрибуты и историческое наследие ревностно охраняется до сих пор. Оплошность стоила Apple 21-го миллиона долларов в качестве компенсации столь ненапрасных трудов инженера – создателя часов Ханса Хильфикера.

Приложение для iOS и часы на железнодорожной станции Швейцарии

Маэстро современного гиганта мира гаджетов отнесся к ситуации с долей иронии. Ведь в одном из его интервью прозвучала многозначительная фраза: “Хорошие художники копируют, великие воруют”. И ведь работает же!

Если для вашей продукции требуется разработка дизайна и вы хотите сделать ее стиль заметнее, актуальнее и современнее, то мы готовы взяться за ваш проект!


Вернуться

Задать вопрос / Сделать заявку

Закрыть