Закон «Все новое – это хорошо забытое старое» работает и в промышленном дизайне?
Как известно, вся наша жизнь и все в ней циклично, поэтому закон «все новое – это хорошо забытое старое» будет всегда в силе. Не является исключением и промышленный дизайн. Особого внимания заслуживают те решения, которые выпадает из череды привычных стереотипов своего времени и остаются вне его власти на долгие годы. Поэтому зачастую для того, чтобы произвести по-настоящему качественный продукт или разработать идеальный промышленный дизайн, не нужно изобретать велосипед. В первую очередь, стоит обратиться к опыту прошлых поколений, взять за основу лучшие решения, переработать их под современные реалии и добавить что-то свое уникальное. В результате вы получите совершенно новый продукт с уникальным дизайном упаковки, в успехе которого сможете быть уверены.
"Яблочный" промышленный диазйан
В этом контексте стоит рассмотреть индустриальный дизайн компании Apple. Каждый новый проект узнаваем и выделяется на фоне прочих гаджетов. Минималистичная стилистика в сочетании с уникальным почерком и продуманными деталями, делают свое дело. В большой степени успех устройств, совершивших революцию в гаджетах, связан с мастерством Джонатана Айва, который и создал оригинальный образ. Так, именно он предложил для корпуса первого плеера iPod белый цвет, разработал корпус моноблока iMac, который выполнен полупрозрачным.
При этом разработка дизайна “яблочных” устройств и новинок не могла обойти вниманием успех оригинальных решений прошлого. Главным вдохновителем Айва стал титан промышленного дизайна Дитер Рамс. Несмотря на скромность немецкого дизайнера и его отказ от причастности к любым работам современной компании, его стиль в действительно неоднократно использовался, а проекты становились прототипами для Apple.
Подробнее о легенде промышленного дизайна и его заслугах Дитере Рамсе читайте в «10 принципов качественного промышленного дизайна от Дитера Рамса» и «Промышленный дизайн Дитера Рамса - вне времени!».
Джонатан Айв не просто декламирует Дитера, как своего рода учителя, но и подкрепляет утверждения реальными примерами из своей деятельности. Так промышленный дизайн системного блока 2003 года Power Mac G5 в большой степени схож с приемником Braun T1000. Позаимствовано несколько элементов, таких как сетка из металла и идентичная панель у приборов. iMac напоминает, созданный еще в 1959 году спикер Braun LE-1.
Заимствования коснулись не только известных проектов, но и более узкоспециализированной техники. Так инфракрасный прожектор в 450 Вт, необходимый для проведения некоторых медицинских мероприятий, имеет много общего с концепцией камеры iSight. “Браун” производила систему в период с 1988 по 1991 год и описывается она в книге с проектами компании за соответствующий промежуток времени.
Конечно, ключевую роль в создании “яблочной” моды сыграло ее лицо - Стив Джобс. Но нельзя забывать, что это удалось ему только благодаря команде лучших мастеров, в том числе дизайнера Джонатана Айва. Стоит подчеркнуть, что они были достаточно дружны и разработка облика гаджетов проходила у них бок о бок. Сам Стив считал определение «внешний вид» – самым неудачным для характеристики индустриального дизайна. Дизайн для него, в первую очередь, отражал суть продукта, его функционал. Возможно, такой подход сыграл серьезную роль в успехе компании.
В наши дни процесс разработки дизайна Айва немного изменился, теперь он добился таких успехов и признания, что может работать ради своего удовольствия и браться только за интересные проекты. Поэтому каждый новый гаджет передает не только выработанный стиль, но и дух времени, вкус и уникальное видение автора. Значительно усложнилась работа мастера со смертью Джобса, ведь теперь нужно учиться самому жестко критиковать свои проекты, отметая 9 из 10.
Но не стоит считать, что предложения, не прошедшие проверку, попадают на свалку разработки дизайна и предаются забвению. Идеи не умирают, поэтому могут использовать в других направлениях, порой самых неожиданных. Так можно найти знакомые черты Apple-вских гаджетов в образе робота Евы в мультфильме WALL-E 2008 года. Это и не мудрено, ведь разработкой образа персонажа занимался лично Джонатан Айв.
Неудачное заимствование
За годы существования, компания заслужила славу ревностного защитника своих прав на разработанные продукты и стилистику индустриального дизайна. При этом сама она однажды попала в весьма неприятную историю, как раз связанную с плагиатом.
Не так давно, в 2012 году, железнодорожное учреждение Швейцарии подало в суд на электронного гиганта за заимствование. Оказалось, что “часы”, выбранные в качестве приложения в системе iOS 6, как две капли воды похожи на промышленный дизайн циферблатов, висящих на всех железнодорожных станциях Швейцарии. Все бы ничего, но данный атрибут в стране считается крайне символичным и граждане не могли обойти вниманием факт заимствования. Еще в 1944 году сотрудник железнодорожной компании придумал такие аттрибуты и историческое наследие ревностно охраняется до сих пор. Оплошность стоила Apple 21-го миллиона долларов в качестве компенсации столь ненапрасных трудов инженера – создателя часов Ханса Хильфикера.
Маэстро современного гиганта мира гаджетов отнесся к ситуации с долей иронии. Ведь в одном из его интервью прозвучала многозначительная фраза: “Хорошие художники копируют, великие воруют”. И ведь работает же!
Если для вашей продукции требуется разработка дизайна и вы хотите сделать ее стиль заметнее, актуальнее и современнее, то мы готовы взяться за ваш проект!
Вернуться