10 принципов качественного промышленного дизайна от Дитера Рамса

Мир дизайна и, в частности, промышленного дизайна, очень конкурентен, однако по-настоящему талантливых людей, работы которых обращают на себя взоры и к мнению которых стоит прислушиваться, значительно меньше. Именно поэтому те мастера, которые смогли пронести свое творчество под давлением времени и остаться вне времени, заслуживают отдельного внимания. Такой легендарной личностью является Дитер Рамс, промышленный дизайн которого до сих пор актуален, а выведенные им правила работы превратились в основы индустриального дизайна. Представителю функционалистского направления уже больше 80 лет, но это не мешает ему сохранять бодрость духа и ясность ума.

Немного хронологии

Работы Дитера становятся неотъемлемой частью среды, в которую попадают. Именно этим они интересны ведь, в отличие от большинства дизайнерских приемов, цель его состоит отнюдь не в привлечении внимания к изделию или эпатаже. Индустриальный дизайн с подобным подходом требует не только идеального стиля, гармонии, порядка и точности в самых незначительных деталях, но и глубокого понимая проблематики и назначения объекта.

Титан промышленного дизайна Дитер Рамс

Изначально Рамс избрал свой путь в среде архитекторов и интерьерных дизайнеров, однако полученные на учебе знания привели его в совершенно иную сферу. Так молодой и амбициозный специалист попал в команду фирмы Braun, где и началась разработка дизайна промышленных объектов и предметов массового потребления. 7 лет ушло на то, чтобы добраться до кресла главы дизайнерского отдела, которое оставалось за Дитером в течение 37 лет.

Сам мастер никогда не говорил о себе, как о художнике. Свой промышленный дизайн он олицетворял с архитектурой, а себя считал конструктором. Однако, такое отношение не помешало выходить из под “пера” Рамса выдающимся решениям в сфере разработки дизайна, которые и сейчас широко используются в повседневности. В число актуальных идей входит ручка фена, находящаяся под углом, конструкция миниатюрной кофеварки, известная система полок из металла и многое другое.

Подход мастера хорошо иллюстрирует его мнение относительно вещей. Он считает, что 20 кофеварок, которые предлагает рынок не нужны, ведь все они делают одно и тоже, поэтому нужно сделать одну, но лучшую. Индустриальный дизайн сводится к тому, чтобы сделать предметы повседневности функциональнее и органичнее.

10 принципов индустриального дизайна

Первый принцип – это инновации. Ведь прогресс и постоянное развитие технологий с каждым годом все больше расширяет возможности для разработки дизайна. Инновационный дизайн идет в ногу с технологиями, поэтому не может быть самоцелью. Трудно даже подумать, что возможности для инноваций когда-нибудь будут исчерпаны.

Промышленный дизайн Радио Braun TP1 (1959)

Промышленный дизайн, в первую очередь, направлен на то, чтобы сделать продукт удобнее, только тогда его можно назвать хорошим. В этой связи Дитер пользуется таким определением, как полноценность товара, таким образом дизайн должен акцентировать внимание на качествах товара, а не отвлекать от них. При этом, хороший индустриальный дизайн подразумевает соответствие целому ряду критериев, будь то эстетика, функционал или психологические аспекты.

Промышленный дизайн Проигрывателя Braun SK 4 (1956 г.)

Эстетика должна быть неотъемлемой частью изделия. Этот фактор позволит сделать использование вещи приятным. Особенно это уместно в случае вещей повседневного пользования, которые непосредственно влияют на эмоциональное состояние и его благополучие.

Промышленный дизайн Радио Braun RT20 (1961)

Индустриальный дизайн должен сделать принцип работы изделия максимально прозрачным и понятным. Лучший результат – это очевидная для потребителя структура. К слову об актуальности дизайна Дитера Рамса, не напоминает ли Вам его легендарный дизайн универсальной системы полок столь популярную сегодня дизайнерскую мебель из IKEA?

Промышленный дизайн системы полок

Важно не переборщить при разработке дизайна. Образ вещи не должен быть навязчивым, ведь ее основная цель – это эффективная работа и решение поставленных перед ней задач. Предметы обихода – это инструменты, поэтому стилистически их нужно делать нейтральными и сдержанными, чтобы не ограничивать самовыражение потребителя.

Промышленный дизайн Акустической системы L450

Промышленный дизайн не должен делать продукт лучше или инновационнее, чем есть на самом деле. Не должно быть места для манипуляций потребителем и введения его в заблуждение. Такой подход делает изделие и сам дизайн честным.

Промышленный дизайн телевизора Braun FS80

Веяния моды не должны ложиться в основу стиля и образа. Только в таком случае он оказывается вне временных течений и перестает стареть.

Точность и забота о каждой мелочи – это правильный подход к индустриальному дизайну. Отсутствие случайных и произвольных деталей – это признак уважения к будущему пользователю.

Промышленный дизайн аудиосистемы Braun PCV 4, 1960
Промышленный дизайн аудиосистемы Braun PCV 4, 1960

Экологичность так же находится в числе необходимых аспектов создания новинок. Только экономия ресурсов, отсутствие загрязнений всех типов и бережное отношение к среде позволят создавать перспективные вещи.

И последнее: как не странно, но хороший дизайн не требует избытка дизайна. Умеренность дает возможность обратить внимание на существенные моменты, избегая перегруженности.

Промышленный дизайн Карманного радио Braun T3 (1958)

Чтобы убедиться в действенности всех принципов Дитера Рамса, можно ознакомиться с его работами, которые в большом количестве представлены в музее прикладного искусства во Франкфурте и музее современного искусства Манхеттена. Также, рекомендуем Вам прочитать статью «Закон «Все новое – это хорошо забытое старое» работает и в промышленном дизайне?», тогда вы убедитесь насколько актуальны работы этого титана промышленного дизайна.

Наша компания во всей полноте использует опыт, накопленный такими мастерами. Поэтому мы готовы взяться за разработку дизайна вашего проекта с полной уверенностью и отдачей!


Вернуться

Задать вопрос / Сделать заявку

Закрыть