Сет Годин о дизайне упаковки на примере шоколада
В мире дизайна упаковки и маркетинга есть множество любопытных личностей, чей неординарный подход к решению тривиальных задач позволил им стать заметной фигурой не только в сегменте, но и в мире. Таков, например, Сет Годин – известный во всем мире маркетолог, гениальный автор бестселлеров, профессионал с философским подходом. Тот же “Форбс” высоко оценивает заслуги и таланты Сета, декламируя его, как едва ли не единственного маркетолога, понимающего принципы работы в сети. К счастью, гуру не скрывает своих талантов, секретов, так как ведет блог, в котором уже не первый год рассматривает и подробно анализирует различные маркетинговые решения, включая упаковку товара. Познакомимся с мировоззрением гения на примере одного интересного продукта, который на первый взгляд может показаться безупречным, однако, не для Сета Година.
Речь идет о совершенно особом лакомстве – шоколаде Madecasse, единственном импортируемом из Африки. Разработка дизайна упаковки привела к созданию образа, в основе которого приятные природные тона, качественная бумага, а так же соломенная петля и клапан в качестве конструктивных особенностей, указывающих на премиальный характер упаковки товара. Годин считает, что статус и ориентация на премиум не играют продукту на руку, ведь маскируют эмоции, которые могли бы стать частью успеха сладости на переполненном рынке. Покупатель может остаться равнодушным, хотя бренд способен предложить действительно эксклюзивную легенду, которая просто обязана стать частью разработки упаковки.
Собственно, торговая марка Madecasse – это шоколад из Африки, который местные жители создают из натуральных какао-бобов, опять-таки местных. Сет предлагает сыграть на истории и поместить на место обезличенной упаковки товара, лицо одного из людей, которые приложили руку к созданию лакомства. Такой шаг позволит привнести в образ то, чего он на данный момент лишен напрочь, эмоции. Это позволит захватить аудиторию, а так же заставит продукт говорить о себе, словами потребителя, достаточно написать историю, которая была бы достаточно интересна.
Сет обозначил все свои сомнения одним вопросом: “Выполняет ли дизайн упаковки вашего шоколада свою цель?” В корне неправильно считать, что выбранный образ должен радовать руководителя, на самом деле нужно вызвать положительные эмоции у продавца вашей продукции, а первостепенная задача и вовсе сводится к привлечению покупателя, который еще не определился.
Здесь есть один важный момент, который необходимо учитывать при разработке дизайна упаковки успешного продукта. Для человека, уже определившегося с любимым шоколадом, покупка сводится к поиску своего фаворита, и упаковка товара должна, в первую очередь, для него стать маячком любимого бренда. Потому торговой марке важно с помощью дизайна упаковки захватить внимание проходящего мимо, еще выбирающего потребителя. Первым уже не важно, как именно выглядит упаковка, вторые же являются той аудиторией, с которой можно и нужно работать. Именно поэтому для новичка рынка Madecasse крайне важен дизайн упаковки.
Итак, стоит четко понимать, что люди смотрят на мир по-разному, ожидают и хотят не одного и того же, верят в собственные ценности. На фоне такого разнообразия и многогранности целевой аудитории, становится очевидным тот факт, что разработка упаковки универсального характера – задача невыполнимая. Распаляясь на всех подряд очень просто потерять лицо бренда, что равносильно провалу на рынке, особенно если речь идет о такой масштабной сфере, как шоколад.
Правильным в такой ситуации будет сосредоточение на определенной группе людей, к примеру, четверть привлеченной аудитории в данном сегменте можно назвать настоящим триумфом. В случае с Madecasse есть все козыри в рукаве, которые позволят это сделать, в частности его история. Рассказать ее можно любыми способами, даже копируя уже отработанные решения в прочих сферах деятельности, но она обязательно должна быть “вкусной”. Хорошо себя показывает “ручная работа”, пусть это распространенный прием и совершенно неоригинальный, но такой способ продемонстрировать свою уникальность не подведет. Дизайн упаковки с эксклюзивной легендой и вовсе беспроигрышный вариант, тем более, когда речь идет о сладости, сделанной руками африканцев в Африке из африканских бобов.
Сет Годин предлагает разместить на упаковке товара своих же работников. Большие картинки, да еще и портреты людей, явно выделятся на фоне абстракций соседей по прилавку. На оборотной стороне хорошо впишется интересная история об этом человеке, захватывающая и особенная, пусть индивидуальная упаковка станет тем, что захочется собрать в коллекцию. Главное, чтобы лицевая сторона не имела надписей. В совокупности эти факторы сделают из приятного процесса поедания шоколада еще и эмоциональное переживание, которым захочется поделиться с друзьями и родственниками.
Еще один вариант для дизайна упаковки в случае с Madecasse – это веселье. Можно сделать из тривиальной бумажки необычную наклейку, подобно юмористическим для бамперов авто.
В любом случае, Сет Годин выделяет два аспекта беспроигрышного дизайна упаковки:
- история бренда, которую можно рассказать покупателю;
- мировоззрение любителя сладкого, о котором он ежедневно напоминает сам себе.
Сможете совместить в упаковке товара два аспекта и “дело в шляпе”!
Вернуться