Журнал - «Glass Russia»
Баррель

Рождение бренда - путь от идеи до магазинной полки

Современный потребитель в России уже успел привыкнуть к изобилию товаров в магазинах, к разнообразию продуктов и к ярким фирменным упаковкам товаров. Стремление выделить свой товар на фоне конкурентов и повысить уровень продаж толкают производителей к регулярной смене дизайна упаковки. Особенно ярко это заметно на рынке напитков, продающихся в стеклянной таре, как правило, алкогольных.

Комплексная разработка дизайна стеклянной бутылки и парфюмерного флакона является основным направлением деятельности фирмы «Фабрика Дизайна» с 1998 года. Основатель и директор компании, Андрей Семейкин подчеркивает, что фирма специализируется исключительно в одной области. Узкая специализация позволяет успешнее справляться со сложными техническими решениями во время работы над заказом и соответственно успешнее бороться за клиента. Как правило, рождению бренда предшествует маркетинговое исследование продукта в заданном потребительском сегменте. Наиболее популярный сегмент — это заказ на разработку или редизайн бренда водки из среднего ценового диапазона (120–150 рублей за пол-литровую бутылку), Заказы на дизайн водок класса «премиум» (от 200 рублей) и «суперпремиум» практически всегда сопровождаются заказом оригинальной бутылки с использованием новых технологических «примочек» в стекле или укупорке, или графического оформления. Вслед за этим идет маркетинговая оценка названия алкогольной продук- ции. В соответствии с заданными параметрами начина- ется разработка дизайна бутылки и этикетки. Как правило, современный заказчик останавливает свой выбор либо на одном из традиционных видов бутылки - штоф, фляжка или круглое «теловращение», либо принимает решение о создании бутылки оригинальной нестандартной формы. Выбор формы бутылки является очень важным и ответственным этапом – здесь закладывается будущий успех (либо неуспех) розничных продаж напитка. Например, статистика продаж показывает, что наиболее продаваемой формой бутылки является традиционное «теловращение» (до 70% продаж), штоф же гораздо менее востребован потребителем.
Фабрика Дизайна - бутылкиВ условиях конкуренции появление новых брендов и обновление уже существующих торговых марок (редизайн или ребрендинг) - явление неизбежное и вполне закономерное. Но как рождается новый алкогольный бренд? Каковы основные этапы его становления? За ответами на эти вопросы мы обратились к специалистам про промышленному дизайну стеклянной тары из московской компании «Фабрика Дизайна».
Вслед за утверждением эскиза и созданием модели в трехмерном изображении обязательно предоставляется подробный чертеж бутылки, который собственно и позволяет вычислить вес стекла и рассчитать стоимость тиража бутылки. При необходимости заказывается модель в реальном масштабе, выполненная в пластике или в массе стекла или хрусталя. Вслед за этим происходит подбор контрагента для изготовления формокомплекта и выбор завода-изготовителя. Директор «Фабрики Дизайна» демонстрирует нам витрины с русскими бутылками и аптечными флаконами конца XIX–начала ХХ века. «До революции в России было большое разнообразие форм стеклянной тары — говорит Андрей Семейкин, — разнообразием размеров и форм отличалась и тара в первой половине XX века. Но с начала 1960-х годов в СССР начали действовать ГОСТы на стеклянную тару и Велес Штофф
разнообразие исчезло. Практически во всем Союзе было всего несколько стандартных форм бутылок: водочная, пивная, кефирная, винная, для шампанского и т.д.». В связи с отсутствием в Советском Союзе оригинальных форм бутылок к 1990-м годам в стране возник дефицит специалистов, которые могли бы заняться изготовлением формокомплекта для нестандартной стеклянной тары. В 2000-е годы ситуация в России начала исправляться, но все же до сих пор
Золото Партии что дизайнер может нарисовать бутылку любой фантастической формы, технолог же в свою очередь должен рассчитать возможность ее изготовления с технической точки зрения. Опыт «Фабрики Дизайна» позволяет избегать диссонанса между полетом творческой мысли дизайнера и практической возможностью реализации идеи. Перед заказом всего формокомплекта на одном из российских или зарубежных стекольных заводов делается пробная форма и партия бутылок до 100 шт,. Это позволяет свести до минимума все спорные моменты как дизайнерские, так и технологические. Во время такой «приладки» отрабатываются последние нюансы, устраняются «шероховатости». Например, идет подбор оттенка цвета бутылки, если в фидер добавляется краситель для стекла. Нередко авторское сопровождение проекта осуществляется вплоть до промышленного тиража бутылки. Кроме того, параллельно осуществляется подбор контрагентов по производству укупорки, этикетки или компания-декоратор стеклянной тары. Для напитков высокого премиального сегмента разрабатывается коробка или туба. Важным аспектом является также патентование промышленного образца с предварительным поиском аналогов и экспертной оценкой. За время работы «Фабрики Дизайна» Андреем Семейкиным в соавторстве получено 79 патентов, реализовано около 120 проектов. Среди них парфюмерные флаконы, бутылки для водки, коньяка и вин. Впрочем, производители вина и шампанского традиционно более консервативны, видимо вслед за своим потребителем. Они делают упор больше на обновление этикеток, чем на изменение формы бутылки. Производители водки в России обновляют внешний дизайн тары в среднем один раз в пять лет, на Украине несколько чаще — приблизительно один раз в три года. Это связано с особенностями местного рынка, в том числе рекламного. В среднем на реализацию проекта тратится от 9 месяцев до полутора лет.
Фабрика Дизайна» рекомендует для новой бутылки вначале заказывать формокомплект у кого-либо из европейских производителей. По мнению специалистов компании, продукция западных фирм (например, OMCO и др.) несколько дороже, но позволяет сделать на одном комплекте больший тираж бутылок, а самое главное позволяет решить сложные в техническом отношении задумки дизайнеров. Впрочем, в последние годы мастерство российских производителей формокомплектов настолько выросло, что через несколько лет наверняка можно будет говорить о том, что никаких различий между российскими и европейскими производителями не осталось. «Фабрика Дизайна» успешно работает с российскими и зарубежными компаниями. Примером может служить многолетний опыт совместной работы с французской фирмой «Сен Гобен», английской «Штольц Флаконаж», московской фирмой «Витро2000». Ведь не секрет,

Вернуться

Задать вопрос / Сделать заявку

Закрыть