Дизайн
сорокоградусной
крепости

В России водочный бум всегда. Однако такого умопомрачительного разнообразия наименований водок не было. За последние десять лет появились сотни заводов, и каждый выпускает несколько сортов водки. Ясно, что это море разливанное, входя в берега, то есть в бутылку, нуждается хотя бы в минимальном оформлении. Некоторое время назад все дизайнерские изыски сосредотачивались на более или менее цветастой этикетке. Однако со временем стало ясно, что для водочных производителей самый серьезный и нужный шаг — создание фирменной бутылки, что связано с необходимостью защиты продукции от подделок.

Мы попросили рассказать об основных этапах истории и нынешнем состоянии российского «сосудостроения» Андрея Семейкина и Алексея Александрова — отцов-основателей фирмы «Фабрика дизайна» (Design Factory), которая специализируется на разработке эксклюзивных питейных бутылок и парфюмерных флаконов.

Спрос на бутылочный дизайн возник примерно в середине девяностых годов. Дело в том, что с 1991 года, когда разрешили официально создавать частные водочные заводы, появились тысячи одинаково далеких от идеала сортов, которые разливались в советские гостированные бутылки. Их разновидностей было всего четыре, и они производились на любом стекольном заводе. Можно было где угодно заказать тару и закачивать в нее какую угодно «косорыловку» под пафосной этикеткой. Такой водкой наши доверчивые сограждане часто травились, поэтому честные производители захотели защитить себя от подделок. Бутылку же, в отличие от водки, подделать трудно, ведь оригинальная пресс-форма для ее отливки принадлежит только заказчику и, по идее, никакой левак не может ей воспользоваться при массовом производстве.


Впервые «Фабрика дизайна» заявила о себе на международной выставке lnterdrink-98.

Всего в России порядка 15-20 крупных «бутылочных» коллекционеров. Самое «полное собрание» у Бориса Смирнова, хороший предметный ряд у «Ост-Алко». Некоторыми редкими образцами украшены интерьеры отдельных ресторанов и директорские кабинеты водочных заводов: эти легкомысленные поклонники бутылочного дизайна «раскрутили» серьезных собирателей еще на заре спроса, и те распродали поштучно свои богатейшие коллекции.

Для нас старая бутылка интересна прежде всего своей уникальной формой, а не дороговизной и редкостью. Вообще коллекционирование стекла — удовольствие не из дешевых. Некоторые образцы стоят от $ 500 до $ 1500. Особенно ценятся дореволюционные наборы — бутылки в форме медведей, зайцев, рыб. Мы же, собирая бутылки, пытаемся одновременно сохранить традиции и сообщить им новое прочтение. Старые образцы не только подсказывают нам свежие идеи, но и производят сильное впечатление на клиентов. Чего стоит хотя бы такой патриотический пример: богатые помещики считали особым шиком изготовить в своем имении водку на каждую букву алфавита: «Анисовку», «Брусничную», «Виноградную» и т.д. вплоть до «Яблочной». И все — заметьте! — с соответствующей этикеткой. Кому сейчас такое под силу? Может быть это не рентабельно, но ведь красиво!

Вот конические «смирновские» бутылки начала XX века — по тем временам стандартные. В них разливал водку и Шустов, и вдова Попова (самые крупные дореволюционные водочные фабриканты), но они запомнились именно как бутылки Смирнова. Эта бутылка была очень популярна — она не выпадала из руки после третьей рюмки; из-за специально утяжеленного донышка была весьма устойчива и т.д. Вот красивая трехгранная бутылка в стиле модерн, ее использовал в качестве своего коньячного брэнда все тот же Шустов. Другая необычная бутылка — с матировкой: полупрозрачные фрагменты вытравливались химическими составами. Довоенную чекушку нашел у себя на даче один наш сотрудник. Та дача давно сгорела, а чекушка осталась: такая вот трогательная память. А у этой бутылки для газированной воды двойные стенки по принципу всем известного термоса — ее мы нашли под полом старой квартиры в центре Москвы. Кстати, это был первый экземпляр в нашей коллекции.

Вероятно, коллекцией в строгом смысле наше собрание и не является, поскольку коллекция должна быть специализированной — «покрывать» конкретный временной период или представлять, допустим, все бутылки одного завода. Это скорее исторически-дизайнерское собрание, напоминание о наших предках. Об их весьма устойчивых привычках и вкусах.


«Табурет»
Май 2001г.


Вернуться

Задать вопрос / Сделать заявку

Закрыть